Военно-патриотическое воспитание

Патриотизм

развернуть

Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.     

Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.     

Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного "цемента" общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.

свернуть

Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования» - 2023

развернуть

Инструктивно-методическое письмо
«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

     Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

     В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

     1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

     Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).
     Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.
     Руководитель ВПВ имеет право:
   - проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
   - проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);
   - проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
   - осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

     Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.

     В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

     - Кодексом Республики Беларусь об образовании;
     - Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
     - Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
     - Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;
     - Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);
     - Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);
     - Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);
     - инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);
     - иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

     Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

     Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

     Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.
     Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).
     К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

    Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:
     1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
     2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
     3. Планирование деятельности на учебный год.

     Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

     При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

     Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.
Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.

     3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

     Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.
     При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:
   массовыеучастие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;
   групповыедискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;
   индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

     В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

     Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

     Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

     С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).

     Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:
   - максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);
   - пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;
развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);
   - поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;
   - взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;
   - качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

     При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:
   - классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;
   - педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;
   - библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;
педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;
   - руководителем музеяруководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;
   - учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;
- законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;
представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:
   - обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
   - организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;
   - организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

     При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:
   - информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);
интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;
   - вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;
   - рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;
   - музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;
военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;
библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;
   - видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;
   - художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;
   - сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

     Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

     На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.
     Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

     Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

     Скачать Приложение 1.docx

     Скачать Приложение 2.docx

     Скачать Приложение 3.docx

     Скачать Приложение 4.docx

свернуть

Должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

развернуть

Инструктивно-методическое письмо
по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

     С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
     Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:
- высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;
- высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
     Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
    Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

     Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.
  При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами:
     • Кодексом Республики Беларусь об образовании,
     • Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII),
     • Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи,
     • Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.,
     • иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
     Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
     Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
- организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
- осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
- осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
- координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
     Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).
     Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.
     Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
     К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнестиуроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.
     Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
     Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
     При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
     Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
     1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
     2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
     Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
     В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
     Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
     С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 11.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.

свернуть

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, материалов БелТА и «СБ. Беларусь сегодня»

 

     Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.

   Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.

     В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.

     Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском митинге-реквиеме, посвященном 78-й годовщине Хатынской трагедии.

     21 марта 2021 г.

     Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., проходит под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.

     Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.

     Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.

     Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.

     В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.

     Справочно.

     Документ подписан в Год исторической памяти в продолжение последовательной политики сохранения правды о героическом прошлом белорусского народа, формирования историко-государственного мировоззрения, укрепления историко-культурной и духовно-этической общности белорусов.

     Руководство советом будет осуществлять Глава Администрации Президента Республики Беларусь, функционировать он будет на базе Национальной академии наук Беларуси. В состав совета вошли известные ученые в области гуманитарных знаний, авторитетные общественные деятели, представители политических партий, общественных объединений, экспертного сообщества, госорганов и организаций.

     Совет будет определять основные векторы развития исторической политики в нашей стране и актуальные направления научных исследований. Весь комплекс мероприятий будет направлен в первую очередь на сохранение исторической памяти, противодействие попыткам искажений и фальсификаций исторических фактов и событий.

     Значимость темы исторического прошлого белорусского народа нашла свое отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь, поддержанной народом на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

     Справочно.

     В голосовании по вопросу, вынесенному на референдум, приняли участие 5 359 403 человека. Явка составила 78,63% от общего списка граждан, которые имеют право участвовать в референдуме.

     За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% голосовавших, или 65,16% от внесенных в списки для голосования.

    В Конституцию Республики Беларусь в том числе внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме народа:

  • «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (ст. 15);
  • «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь» (ст. 54).

     Это сделано для настоящего и будущих поколений, для сохранения духовного настроя белорусского общества, его сплочения и мобилизации на преодоление возникающих перед нами вызовов.

     Ведь именно историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.

Исторические предпосылки принятия Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

     В целях сохранения социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в марте 2021 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено и расследуется уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, националистическими формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа.

     Справочно.

     Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальнуюэтническуюрасовую или религиозную группу как таковую путем:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
  • насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

     В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

     Кроме того, общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями и пособниками фашистов. Это в свою очередь создает предпосылки для попыток их оправдания и даже героизации, и, как следствие, разрушения основополагающих ценностей, на которых строится белорусская государственность.    Безнаказанность порождает новые преступления. Поэтому возбуждение уголовного дела по фактам злодеяний в отношении мирного населения Беларуси – важный этап в противодействии реабилитации нацизма. При этом Конвенция ООН по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него установила, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом государства, на территории которого было совершено данное деяние. Геноцид не имеет срока давности.

     Уже на текущем этапе расследования выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.

     На данный момент допрошено более 13 300 свидетелей, большинство из которых – узники концлагерей и лагерей смерти (7 700 человек).

     Большая работа проводится в архивных учреждениях республики. За период следствия проведено более 2 000 осмотров, в ходе которых были выявлены архивные документы, свидетельствующие о массовом уничтожении мирного населения, сожжении населенных пунктов и угоне в рабство.

     Дополнительно установлены места массового уничтожения и захоронения, которые ранее не были известны и не исследовались. Так, например, в Брестской области на основании показаний свидетелей установлено 4 места, в каждом из которых может быть захоронено более 100 человек. В Витебской области из допросов установлены 2 места, в которых может находиться более 200 человек в каждом. В Гомельской области – 4 места, в которых может быть захоронено от 100 до 3 000 человек. В Могилевской области – не менее 2 мест, в которых может быть захоронено от 300 до 1 000 человек. Аналогичные места захоронений установлены и в других областях республики.

     В 2021 г., с момента возбуждения уголовного дела, проведены раскопки в 12 местах. В общей сложности извлечены останки более 2 200 человек.

     Например, на территории Минского района вблизи урочища Уручье находятся не менее 7 мест массового захоронения времени оккупации нацистской Германией. Количество погребенных в этой местности может достигать более 38 000 человек. В настоящее время обнаружен и вскрыт один из семи участков, в котором, по архивным сведениям, захоронено более 8 000 человек. Наряду с мирным населением здесь уничтожались и военнопленные.

     Также проводятся раскопки (в зимнее время работы приостановлены) места массового захоронения времен Великой Отечественной войны в лесном массиве вблизи 9-го километра Черниговского шоссе в Гомельском районе.

     Первоначально была обнаружена яма с костными останками. В ходе дальнейшего обследования лесного массива обнаружены 34 места захоронения, в которых содержатся костные останки. В период с 06.10.2021 по 23.11.2021 при проведении осмотра места происшествия извлечены останки не менее 400 человек. Также обнаружены и изъяты многочисленные предметы обихода, личные вещи погибших.

     Изъятые предметы позволяют с уверенностью сказать о том, что это были мирные граждане – фрагменты расчесок, ключи, монеты, гражданская обувь, пуговицы.

     Обнаруженные в яме гильзы и пули германской винтовки Маузер, а также обойма этой винтовки свидетельствует о расстрелах. На гильзах сохранилась достаточно четкая маркировка, позволяющая определить год выпуска патронов – 1942–1943 гг.

     В ходе следствия установлено, что людей собирали в специальный лагерь, расположенный в предместье Гомеля – «Монастырьке», а затем партиями вывозили в Новобелицкий лес, где расстреливали. Расстрелы в большой секретности осуществляли только германские, специальные айнзацгруппы. Массовый характер расстрелы мирных советских граждан приняли в октябре–ноябре 1941 г. 

     Геноцид белорусского народа – дело, требующее активного привлечения к его расследованию в том числе зарубежных партнеров. По данному уголовному делу было направлено 47 запросов в 17 государств об оказании правовой помощи. Литва и Латвия отказали в оказании правовой помощи по уголовному делу. По их мнению, исполнение просьб якобы нанесет ущерб суверенитету и безопасности их государств.

     Такая позиция названных прибалтийских республик свидетельствует не только об игнорировании своих международных обязательств, но и откровенном пособничестве в укрывательстве военных преступников, элементарном отрицании прав человека и ценности человеческой жизни.

Генеральной прокуратурой организовано создание межведомственных групп и комиссий, целью деятельности которых является полное и объективное исследование обстоятельств геноцида белорусского народа и увековечение памяти его жертв.

 Нельзя забывать о том, что геноцид – это не только физическое умышленное уничтожение людей, но и целенаправленное уничтожение культурного и экономического потенциала народа, результатов его труда и творческого наследия.

     По этой причине была создана межведомственная рабочая группа по расчету ущерба, причиненного действиями нацистских преступников
на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Работа комиссии, осуществляемая под руководством Государственного комитета по имуществу, позволит оценить действительный ущерб, причиненный народному хозяйству республики нацистскими преступниками и их пособниками, а также потребовать в установленном порядке его возмещения.

     Одновременно с этим под руководством Министерства культуры активизирована деятельность Комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот культурных ценностей, оказавшихся за границей Республики Беларусь.

     Генеральной прокуратурой в рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период геноцида белорусского народа не только принимаются меры к установлению лиц, причастных к преступлениям, их уголовному преследованию, но и проводятся мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о массовом уничтожении гражданского населения и обеспечении идеологической преемственности поколений.

     Для реализации указанных целей по инициативе Генеральной прокуратуры осуществляется создание в музейных учреждениях республики экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа, в том числе с использованием материалов, полученных в рамках расследуемого уголовного дела.

     В частности, запланировано создание передвижной экспозиции «Геноцид белорусского народа» для экспонирования во всех регионах страны.

     Кто-то может задаться вопросом – зачем нужно сейчас ворошить прошлое, бередить едва зарубцевавшуюся рану, нанесенную нашей стране событиями Великой Отечественной войны?

     Ответ на этот вопрос, в первую очередь, обусловлен необходимостью установления всех жертв нацистской агрессии, недопущения их забвения. Потому что если не сделать это сейчас, то через годы выявить правду будет тяжелее: нас покинут последние свидетели и очевидцы тех лет, могилы зарастут лесами, а отдельные политические деятели получат еще больше возможностей для толкования истории на свой лад.

     Понимая, что идеологическую основу, укрепляющую нашу государственность, составляет историческая правда о подвиге советского (в том числе белорусского) народа в Великой Отечественной войне, со стороны отдельных государств осуществляются попытки искажения истории, нивелирования роли народов СССР в спасении мира от коричневой чумы.

     Кроме того, наши недоброжелатели знают о причастности их предков (часть из которых до сих пор проживают в западных государствах) к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. В том числе поэтому этими государствами развернута информационная война, направленная на искажение исторических событий.

     В целях сохранения исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности государством предпринимается ряд системных мер по недопущению фальсификации итогов Великой Отечественной войны. Эти меры, помимо прочего, безусловно направлены на укрепление белорусской государственности.

Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

     По инициативе Генеральной прокуратуры Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа» (далее – Закон).

     Конституционный суд признал Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период соответствующим Основному закону Республики Беларусь.

     Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе.

     В преамбуле отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Он направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

     Впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период. В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

     Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними. Так, по плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток 75 процентов населения, непригодного, с точки зрения гитлеровцев, по так называемым расовым и политическим оценкам, 25 процентов подлежало онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов.

     Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Только в г.Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 000 человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206 500 человек); лагерь вблизи д.Масюковщина (более 80 000 человек); лагерь на улице Широкой (20 000 человек). До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.

     За 1941–1944 гг. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики, из них 5 295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.

     В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и выжженной земли на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населенных пунктов Беларуси. Так, в д.Ола Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома жителей из семи окрестных населенных пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1 758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.

     На протяжении трех лет оккупации нацисты чинили на территории Беларуси зверства. Согласно выводам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников на временно оккупированной советской территории, БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Прямой ущерб, причиненный германскими захватчиками народному хозяйству Беларуси, составил 75 млрд. рублей (в ценах 1941 г.). Оккупанты превратили города и села Беларуси в груды развалин. Они разрушили и разграбили на территории республики 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов от их довоенного количества, ограбили и разорили более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций. Вывезли в Германию 90 процентов станочного оборудования. Почти три миллиона человек (34 процента довоенного населения) лишились крова.

     Из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 3 миллионов человек, или каждого третьего своего жителя.

     Значительное место в обвинении нацизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.

     Геноцид в отношении белорусского народа продолжился и в послевоенное время участниками националистического подполья на территории Польши, Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик. Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик осуществлялись в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.

     В январе 1946 г. отряд т.н. «проклятых солдат» во главе с Р.Райсом (по прозвищу «Бурый») в районе г.Белостока в течение нескольких дней задерживал и грабил местных жителей православного вероисповедания. Отпускали только тех, кто умел перекреститься по-католически и прочитать молитву «Отче наш» по-польски. В ходе этой акции геноцида было сожжено 5 деревень и убито по этническому признаку 79 православных белорусов, в том числе женщин, детей, стариков. 30 января 1946 г. в лесу у д.Старые Пухалы 30 белорусов были убиты «проклятыми солдатами» с особой жестокостью – обухом топора. 31 января 1946 г. «проклятые солдаты» напали на д.Залешаны и д.Волька-Выгоновская, где убили 16 местных жителей, включая женщин и детей. 2 февраля 1946 г. незаконное вооруженное формирование Бурого сожгло д.Зани и д.Шпаки, убив более 30 жителей.

     Эти и многие другие факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.

     Также Законом на Генеральную прокуратуру возлагается полномочие принимать дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (статья 3 Закона).

     Кроме того, законом введена уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, в том числе через размещение информации в СМИ либо в Интернете.

Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

     26 февраля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021–2025 гг.

     Целью Государственной программы является увековечение погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войн. Реализация Государственной программы способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.

    На реализацию мероприятий Государственной программы планируется выделение финансовых средств в размере 9 225 213 рублей.

     Государственная программа включает комплекс мероприятий, в том числе:

  • обустройство, содержание, текущий и капитальный ремонт воинских захоронений и захоронений жертв войн, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы;
  • создание и установка произведений монументального искусства, посвященных событиям военной истории;
  • проведение архивно-исследовательских работ в архивных, музейных и иных учреждениях Республики Беларусь в целях сбора (уточнения) сведений о местах нахождения неучтенных воинских захоронений;
  • проведение поисковой работы по установлению данных о погибших узниках лагеря и их сохранение в электронной «Книге Памяти жертв лагеря смерти «Тростенец»;
  • проведение организационных, военно-патриотических и иных мероприятий, направленных на популяризацию поисковой работы, привлечение к ней членов общественных объединений и граждан;
  • изготовление и приобретение сувенирной, наградной продукции, посвященной памятным датам военной истории, увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
  • подготовка и издание полиграфической продукции, связанной с событиями военной истории на территории страны, поисковой работой;
  • организация и проведение полевых поисковых работ;
  • участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, государственными организациями;
  • захоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн, обнаруженных в ходе проведения полевых поисковых работ.

     Выполнение мероприятий Государственной программы осуществляется в плановом порядке.

     Начатый Генеральной прокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида позволит установить конкретных лиц из числа германских захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в рабство.

     Следственной группой осуществляется работа с архивными документами, тысячами уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проводятся экспертные исследования, связанные с обнаружением массовых захоронений, продолжаются мероприятия по установлению живых свидетелей геноцида, защите их прав и законных интересов, увековечению памяти погибших.

     В ходе расследования проводятся поисковые мероприятия, в том числе раскопки в местах массового уничтожения населения.

     Страшным подтверждением зверств фашистов явились и результаты проведения в 2021 г. поисковых работ в Логойском, Минском, Гомельском районах.

     Справочно.

     Объект проведения полевых поисковых работ № 122 (северо-запад г.Логойска).

     Логойск был захвачен германскими войсками 2 июля 1941 г., оккупация продлилась 3 года – до 2 июля 1944 г.

     28 августа евреям старшего возраста было приказано явиться на центральную площадь. Затем их направили колонной на окраину к подножию холма и приказали выкопать ров. Люди посчитали, что рыли окопы. Утром 30 августа 1941 г. всем евреям снова было приказано собраться на площади. Было объявлено, что их переселяют в д.Гайна.

     В акте чрезвычайной комиссии от 8 октября 1944 г. указано
«30 августа 1941 г. был произведен массовый расстрел еврейского населения городского поселка Логойск. На расстрел из Логойска направляли группами. В первой группе отправлялись женщины с грудными детьми и подростками, во второй группе были женщины средних лет и старухи, в третьей группе были мужчины, старики и больные, кто не мог идти пешком, грузили на автомобили и доставляли к месту расстрела. На месте расстрела сперва раздевали до нижнего белья, приказывали ложиться в заранее подготовленную большую яму вниз лицом и после чего расстреливали из автоматов.

     Таким образом, только в один день было расстреляно 1 200 человек».

     Объект проведения полевых поисковых работ № 168 (лесной массив на 9 км Московского шоссе).

     Основанием для начала проведения поисковых работ в данном районе стала информация из акта Чрезвычайной комиссии от 22 июля 1944 г, в котором указано, что «при раскопках 10 ям-могил в Минском районе обнаружены останки погибших, зарытые в ямах:

     1. Яма № 1 длиною 21 метр, шириной 4 метра, глубиной 5 метров, количество погибших 8 400 чел.

     2. Яма №2 длиною 20 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 8 000 чел.

     3. Яма № 3 длиною 35 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 14 000 чел.

     Итого: всего погибших 57 418 чел.

     В ямах 3, 4, 5 обнаружены пепел и остатки костей. Во всех ямах, где опознаны останки, обнаружены не совсем истлевшая одежда, обувь, домашняя утварь».

      Всего только за период с мая по ноябрь 2021 г. силами подразделений поисковой воинской части Министерства обороны Республики Беларусь проведены полевые поисковые работы на 81 ранее неизвестном месте захоронений, в том числе, в рамках расследования уголовного дела; на 13 местах массовых захоронений жертв войны. Обнаружены тысячи останков гражданского населения.

     Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. На сегодняшний день в Республике Беларусь на государственном учете состоит 1 518 захоронений жертв войны, в которых покоятся останки более 1 миллиона детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду в самом жутком его проявлении. И эта трагичная цифра далеко не окончательная.

     С апреля 2022 г. в рамках расследования уголовного дела дальнейшие поисковые мероприятия уже спланированы на 26 объектах.

     Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, а также пресечь дальнейшие попытки обесценить исторические факты.

*****

     Сегодня, как никогда, всей своей жизнью, учебой, работой, службой, воспитанием детей каждый из нас обязан поддержать системные действия государства, сохранить память о погибших и трепетное отношение к своему историческому прошлому для того чтобы сберечь и укрепить единство нашей Родины.

     Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 января 2022 г. на церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий Главы государства деятелям культуры и искусства, и «Беларускі спартыўны Алімп»: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти.

     Хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…. Донести до мира правду о геноциде белорусского и других народов на территории нашей страны.

     Мы обязаны это сделать. Прежде всего для наших детей и внуков. Они должны знать цену мира и свободы, которые добывались многими поколениями потом и кровью».

     Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны!

свернуть

Интерактивная платформа «Патриот.BY»

развернуть

Интерактивная платформа «Патриот.BY»

     Тема патриотического воспитания популярна как никогда. Время такое – говорить о важном, напоминать о ценном. Но каким образом вычленять в информационном пространстве факты, не приправленные доброй порцией лжи? Какие слова находить в разговоре с современной молодежью, завсегдатаями соцсетей и почитателями быстрых видео, о любви к Родине, чтобы вдохновлять, а не вызывать скуку? Можно ли сохранить память о своем историческом прошлом навсегда?

     В 2022 году Министерство образования презентовало уникальную интерактивную платформу «Патриот.BY», чтобы ответить и на эти острые вопросы!
     Здесь можно узнать о самых масштабных проектах патриотического направления со всей страны, просмотреть библиотеку с обучающими материалами и документами, лекции спикеров, прогуляться по интерактивным экспозициям и даже посетить онлайн-кинозал.

свернуть