Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников

развернуть

 

Аттестация педагогических работников– это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Методическое обеспечение аттестации

https://www.academy.edu.by/index.php/ru/metodic/metod-attestat

свернуть

Документы, предоставляемые при аттестации

развернуть
  1. Заявление по установленной форме
  2. Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
  3. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)
свернуть

Основные этапы аттестации

развернуть
  1. Подготовительный этап.

- Избрание аттестационной комиссии

- Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.

- Оформление пакета документов по аттестации.

- Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.

  1. Организационный этап.

- Подача заявлений в комиссию

- Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.

- Составление графика аттестации.

- Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом

- Издание приказа руководителя о проведении аттестации.

  1. Процессуальный (основной)

- Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником

- (собеседованиеанкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).

- Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.

- Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.

- Составление характеристики.

  1. Заключительный (итоговый) этап

- Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)

-  Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)

- Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.

- Внесение записи в трудовую книжку.

Квалификационный экзамен

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории

Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение квалификационной категории «учитель-методист»

 

свернуть

Изучение педагогической деятельности

развернуть

Квалификационные характеристики

«Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности

-  «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов

-  «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы

В ходе аттестации оцениваются

- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.

- достижение результатов (учащихся и педагога);

- деловые, личностные качества педагога;

- возможности дальнейшего роста и обучения;

-  необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

свернуть

Основные документы, регламентирующими порядок аттестации

развернуть
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.
  2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101.
  • Изменения и дополнения:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 20
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 163
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 г. № 131
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 г. № 46

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

  •  По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
  •   По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
  • освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года;  высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.ч

свернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

развернуть

 

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников [Электронный ресурс] : методические рекомендации / И. В. Федоров, Е. Г. Новик ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022.  


Книги серии «Квалификационный экзамен» 


Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта [Электронный ресурс] / И. В. Федоров, О. В. Сурикова. – Минск : АПО, 2018. – 69 с. 


Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 92 с. 


Учитель-методист — образованию Республики Беларусь


Республиканский семинар «Нормативное правовое обеспечение аттестации»

 

 
свернуть
поделиться в: